Страницы

четверг, 18 февраля 2021 г.

Православие и благочестие

«Русская тема в Православии 20 века, видимо, не случайная, а очень глубокая, – о ней, в сущности, и Солженицын. Этот кризис обойти Православие не может, это вопрос о веках совершенно отрешённой церковности, о духовном крахе сначала Византии, а потом – России. Но как силен образ этого отрешённого Православия, какое сильное алиби он делает людям, как легко и «благочестиво» – гарантируя чистую совесть – даёт он православным «право», в конце концов, мириться со всяким злом, просто не замечать его или же бороться совершенно неверной борьбой, впадать в чистейшее манихейство. Слишком сильна прививка «благочестия», слишком, по-видимому, прекрасно оно в качестве «опиума для народа». И получается удивительная, по своему противоречию Евангелию, двойственность: благочестие и жизнь. К этой последней благочестие не имеет никакого отношения. В благочестии – логика благочестия, а в жизни – логика зла: вот к чему всё это неизбежно приводит. Самое же, конечно, удивительное и трагическое во всём этом – это то, что на деле, в глубине, в истоках своих «благочестие» – это именно о жизни и для жизни, что для того, чтобы стать манихейским, оно должно восприниматься сознанием иначе, вопреки тому, свидетельством о чём, призывом к чему оно является. Люди не понимают, какая глубокая «псевдоморфоза» определяет собой историческое Православие. Не понимают глубочайшей «еретичности» своего восприятия и переживания «православия». Православие с маленькой буквы не даёт им увидеть, услышать подлинное Православие. Это тема русской литературы, но, за исключением единиц, Православная Церковь её не услышала. Услышит ли?»

прот. Александр Шмеман

26 февраля 1974

Комментариев нет:

Отправить комментарий