Страницы

пятница, 12 марта 2021 г.

О богатстве и бедности

«Ложь, неправда, «первородный грех» Америки в по-настоящему антихристианском культе богатства и отрицании бедности. Точнее: в утверждении, что счастье без богатства невозможно, в отождествлении счастья с благополучием. Поэтому, что бы ни говорила «риторика», бедного Америка «не уважает», он для неё явление постыдное, страшное. Её первым, основным мифом, поэтому, была вера в то, что каждый бедный может богатства достичь, «сделать себя богатым». Теперь, когда этот миф лопнул, его сменил другой: общество должно сделать бедных богатыми, «обеспечить» их, и спор республиканцев с демократами только в том, в сущности, как это сделать.

«Левые» всегда нападают на «собственность», в ней видят корень всех зол. Не понимая, что именно чувство собственности ограждает – одно! – людей от абсолютной, диавольской власти денег. Ибо в том-то и всё дело, что деньги (в капитализме) не суть собственность. Не люди ими владеют, а они владеют людьми. На жаргоне американского way of life (образа жизни), дом не есть мой дом, то есть моя жизнь, «моё дыхание, моё тепло». Он есть отвлечённая ценность, «investment» (капиталовложение). Если он поднимется в цене, его нужно продать, глупо не продать, как глупо и даже преступно не пускать денег в рост… Собственность – это «ближние» в мире материальных ценностей, это то, что можно любить. А любовь есть всегда и самоотдача, но и обладание (собственность). Человек отдаёт, чтобы больше и большим обладать: «Мы ничего не имеем и всем обладаем». Но потому только тот, кто имеет «собственность», может постичь и глубину, и силу «отдачи». Любовь дарит. А подарить можно только то, что мне принадлежит, мою собственность. И подарок не уничтожает собственности, а её безмерно, в сто крат увеличивает. Всё это, однако, в равной мере чуждо и капитализму (уравнявшему собственность с деньгами, лишившему её «ипостаси», её одухотворенности своей принадлежностью мне как моей жизни), и социализму, всё превращающему в ничьё, в безличное и мёртвое… Может быть, именно поэтому и сами деньги раньше были золотом и серебром, то есть чем-то, чем можно любоваться, что можно любить, а не только использовать, чем можно было действительно одарить человека.

Люди, и в том числе христиане, всего этого не видят, не чувствуют, потому что во всём видят «проблему», которую нужно решить. И это значит – не чувствуют попросту самой «реальности», ещё проще – жизни. Бог, творя мир, не «решал проблем» и не «ставил» их, а творил то, о чём мог сказать: «Добро зело». Вне этого ничего не понять, не увидеть, не почувствовать и не «разрешить». Бог сотворил мир, а диавол превратил и его – мир, и человека, и жизнь в «проблему». И миллион (лучше же сказать, «легион имя им») «специалистов» её решают. И только потому в мире так темно, так холодно, так «безотрадно».
протоиерей Александр Шмеман
3 ноября 1976

Комментариев нет:

Отправить комментарий